+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Пасынок это кто по родственному

Экология жизни. Дети: Сказ о структуре, иерархиях и перестановках. Есть много сказок про мачеху и пасынка или про мачеху и падчерицу. Но сказки про отчима и пасынка вспомнить или найти непросто. Потому что сюжет этот несказочный. Про мачеху тоже, конечно, сюжеты, не вдохновляющие, но, вероятно, отношения отчима и пасынка хуже поддаются мифопоэтической обработке. Ни в сказке сказать ни пером описать?

Есть много сказок про мачеху и пасынка или про мачеху и падчерицу. Но сказки про отчима и пасынка вспомнить или найти непросто. Потому что сюжет этот несказочный. Про мачеху тоже, конечно, сюжеты, не вдохновляющие, но, вероятно, отношения отчима и пасынка хуже поддаются мифопоэтической обработке. Ни в сказке сказать ни пером описать?

Лет пять назад, делая в поисковике запрос по словам, вынесенным в заголовок, можно было получить множество кровавых историй с убийствами, топорами, истязаниями. Сейчас от описания фактов сместился в сторону поиска способов справиться с этой практически неразрешимой проблемой.

Однако прочтение предлагаемых способов не даёт всё ж таки путеводной нити. Потому что зрить нужно не в лирику, а в корень. В структуру и связи между её элементами. Итак, жили-были пасынок и отчим как таковые.

СТРУКТУРА

Семейная структура, которая состоит из женщины (мать-жена) и двух мужчин (муж-отчим и сын-пасынок), сама по себе конфликтная. В ней заложен конфликт между двумя мужчинами за одну женщину. Даже в случае отца и сына этот конфликт разворачивается в той или иной степени и форме, а уж что говорить о чужих по крови людях.

При этом сам тип отношений отчим-пасынок не укоренен, он безосновательный, ни к чему не обязывающий. Ни у того, ни другого нет причин, оснований любить друг друга, подчиняться или указывать, заботиться или принимать заботу.

Отчим и пасынок — это чужие люди. И их отчуждённость более сильна, нежели в структуре с приёмными детьми и родителями. Любовь и взаимоуважение между отчимом и пасынком сами собой не появятся, они могут быть результатом серьёзной длительной работы или чуда.

ОТЧИМ

Рассмотрим чувства отчима с точки зрения позиции, места в структуре. Пасынок раздражает отчима, ведь первый достался второму как досадная нагрузка к любимой женщине. Отчим мечтает о том, чтобы пасынка рядом не было. Пасынок мешает ему любить свою жену, вынуждает делить её внимание и заботу на двоих, создаёт дополнительные обременения: пасынка нужно кормить-поить, защищать, греть и т.п.

Пасынок — это ещё один мужчина в доме, пусть даже маленький, но мужчина, имеющий определённые права на эту женщину, этот дом, и этот мужчина всё время растёт. Поэтому начинают играть мужские отношения: кто круче, кто сильнее, кто в доме хозяин, кто мачо, кто альфа и чья это женщина — сына или мужа.

Пасынок постоянно напоминает отчиму своим существованием о том, что отчим — не первый. Он как минимум второй у этой женщины. То есть пасынок — это не просто маленький мужчина, это как бы бывший муж со всеми вытекающими чувствами и стремлениями. А разве бывают бывшие мужья и жёны на самом деле?

ПАСЫНОК

Рассмотрим теперь чувства пасынка с точки зрения позиции, места в структуре. Для пасынка отчим — это мужчина, появившийся в их с мамой семье с уже сложившимися порядками, отношениями, нормами. Это либо захватчик, оккупант, либо стихийное бедствие, ворвавшееся в их с мамой жизнь.

Мама полностью принадлежала мальчику, он её не делил ни с кем, ведь папы рядом не было. Они были вдвоём. Третьего, возможно, и не хватало, но как только он появился, стало очевидно, что третий — лишний.

Этот новый большой сильный мужчина отнял львиную долю маминой любви, заботы, внимания, времени. И он почти полностью отнял её тело. Мама теперь уже не просто мама, она ещё и жена этого мужчины. Она какая-то совсем другая, как будто её подменили. Мальчик уже пережил психологическую травму, связанную с разводом или смертью отца, а тут новая травма — потеря матери.

И этот новый мужчина начинает руководить мамой, указывать пасынку что делать и как жить, контролировать его, ругать и даже наказывать, не имея на это никаких прав, ведь он не отец, а просто чужой для него мужчина.

С другой стороны, мальчику не хватает в доме старшего мужчины, который может восполнить отсутствие рядом отца. Поэтому он и тянется к человеку, занимающего место отца в структуре семьи. Ждёт от него мужской защиты, примера, поддержки, ободрения и просто чего-то мужского. Отчим как старший товарищ мужского рода — желанная фигура, могущая ввести в мужское братство, научить быть мужчиной, помочь стать мужчиной, полноправным членом мужского сообщества.

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Как чувствуется из описания структуры, спокойное существование в таких начальных условиях просто невообразимо. Поэтому в семье начинают происходить структурные преобразования. Есть три варианта таких изменений:

  • Отчим становится папой
  • Отчим становится чужим
  • Отчим становится другом

Рассмотрим эти возможности и последствия их реализации.

ОТЧИМ-ПАПА

Отчим может стать папой посредством именования и поведения, характерного для папы. Как только пасынок начнёт называть отчима папой, семейный корабль поплывёт именно так, как его назвали. Папа начнёт вести себя как папа, при этом не являясь таковым де-юре и де-факто. Отчим начнёт воплощать свои представления о том, как должен вести себя папа, то есть скорее начнут реализовываться сценарии, характерные для его рода.

Но пасынок-то имеет свои представления о папе! Плюс к этому начнёт мама озвучивать свои представления об идеальном папе, но они с мужем как взрослые люди смогут договориться, найти компромиссный вариант, а конфликт представлений ребёнка и взрослого останется. А фоном будет идти неукоренённость, безосновательность отчима в позиции папы.

Отчим в позиции папы опасен тем, что у него нет привязанности, любви, чувствительности к ребёнку на уровне физиологии. Всё это может вырасти, может и не вырасти. А папа без кровных уз может превратиться в тирана, в неусыпного контролёра или нудного учителя. Ну а самое главное, что отчим-папа — это неправда, или говоря языком психологии, неконгруэнтность.

Отчасти эту неправду может компенсировать реальное усыновление и полное принятие пасынка в качестве сына, если позволяет личная история мальчика, его отношения с реальным отцом. Но нужны ли, оправданны ли, честны ли такие разрывы и реформы личной и семейной истории?

ОТЧИМ-ЧУЖОЙ

Вернее, отчим остаётся чужим. Мальчик сохраняет свою независимость и позицию в семейной структуре, теряя количество выпадающей на его долю материнской любви-заботы-времени, что могло произойти и в случае появления братика или сестрёнки, хотя и в другой форме и степени.

Структура семьи раздваивается — вместо одной появляются две структуры: муж-жена и мать-сын. Эти две структуры по сути независимы, автономны, однако, конечно, они пересекаются на одном материале. Этот материал — женщина, носитель двух позиций, и физическое пространство дома, в котором они все живут и сталкиваются телами.

Вес такой структуры ложится на плечи хозяйки, вынужденной в одиночку вести две линии отношений. Пасынок и отчим живут как чужие люди, а их конфликты — это коммунальные конфликты общежития или коммунальной квартиры. Сквозь которые могут подспудно прорываться ревность и соревновательность двух мужчин, что и описывается в криминальной хронике, например как бытовые драки и убийства.

Это интересно:  Как продать квартиру с несовершеннолетним собственником доли

Мирное сосуществование в таких отношениях возможно, если отчим примет пасынка как равного в правах соседа и будет уважительно относится к нему на всём протяжении вынужденного проживания на одной территории. Примеры мирного сосуществования чужих людей в условиях ограниченного пространства есть.

ОТЧИМ-ДРУГ

Отчим может стать другом, старшим другом-мужчиной. Это отношения равных людей. Также это может быть нечто похожее на отношения тренера и спортсмена, наставника и воспитанника, мастера и ученика, дяди и племянника, личного водителя-телохранителя и сына хозяйки, старшего и младшего братьев. Несмотря на то, что среди чужих людей такие отношения иерархизированы (один выше другого), в случае отношений отчима и пасынка они должны быть скорее горизонтальными, иначе друг превратится в папу по сути.

В некоторых тюркских языках есть специальное слово, обозначающее родственников-мужчин старше ребёнка, но младше отца: «абзы» в башкирском, «агай» в татарском. Такой взрослый вроде и старше тебя, но при этом младше твоего отца, поэтому тебе не указ. Только в рамках каких-то дел, когда нет рядом отца. Вот такая позиция прекрасно подходит для отчима.

Равные, партнёры, друзья не указывают друг другу, не наказывают и не контролируют. Придерживаясь равенства, они придерживаются и неких норм. Вопрос о нормах — это болевая точка таких отношений. Если нормы вступают в конфликт, то, например, спортсмен может уйти к другом у тренеру или уйти из спорта, друзья могут расстаться и перестать общаться. Отчиму и пасынку некуда уходить, поэтому вопрос о нормах будет будоражить такую семью время от времени.

Немного успокоить волнения и бури может вынос вопроса о нормах из рамки семьи в рамки хозяйствования и обеспечения жизнедеятельности семьи. В этих рамках мужчина может быть хозяином, обеспечивающем защиту, питание и проживание семьи и поэтому имеющему приоритет в вопросах норм общежития. Он как бы управдом или староста 🙂

По мнению психотерапевта Берта Хеллингера, пасынок в семейной структуре занимает первое место. При этом он маленький мальчик, в любом возрасте, если он младше нового мужа. Тогда семейная и обеспечивающая структуры конфликтуют — в семейной структуре пасынок играет главную роль, в обеспечивающей структуре главенство занимает явно отчим, если он — добытчик.

Но он не может командовать пасынком в рамках семейной иерархии. В плане же хозяйства отчим может выстраивать отношения по типу «равный с равным» только с супругой, если она тоже является добытчиком, хотя бы и просто стирая и гладя, и с отцом пасынка, если он участвует в финансовом обеспечении своего ребёнка.

Таким образом, активное участие пасынка в хозяйственной жизни семьи является хорошим средством для «игр» в иерархию, которая в определённом количестве иногда и необходима для семейного здоровья. Такие «игры» позволят и мужчине и ребёнку как бы занимать своё место: ребёнку — место младшего, а мужчине — место старшего.

Вообще же, смена структур и, соответственно, позиций — это благотворное средство для любой семьи, поскольку семейные структуры — самые жёсткие, а человеку время от времени нужна свобода, свежий воздух и вольный ветер.

Так, например, отец с сыном могут ходить вместе на тренировку, на время становясь равными перед тренером. Считается, что верующие становятся равными друг другу перед Богом. Однако христианам вообще запрещено называть кого-либо отцом («потому что один у вас Отец, который на небесах»), учителем или владыкой, поэтому христианская вера, по идее, должна совсем избавлять от семейно-родовой заструктурированности и иерархии.

ОСЛОЖНЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ

В случаях, когда в новой семье рождается общие дети, или отчим привносит в семью детей от бывшей (в силу развода или смерти) жены, структура и вместе с ней расстановка сил и ситуация многократно усложняется.

У пасынка появляются ревность к другим детям, которые могут восприниматься как чужие, как соперники, как укравшие любовь и внимание матери. У отчима появляется раздвоение в отношении к родным и чужим детям, или безосновательное слепливание этих отношений.

Отношения могут также осложняться отношениями, в том числе конфликтными, с настоящим папой, или разницей норм, принятых в семье и семье настоящего папы. Вообще, если отношения с бывшим мужем напряжённые, конфликтные, наладить мир и спокойную семейную жизнь практически невозможно с точки зрения структуры.

Поэтому жене важно выстроить спокойные, эмоционально холодные отношения с бывшим мужем, а настоящему мужу — со своим предшественником. Если же это не получается, то придётся смириться и принять, что на фоне семейной жизни постоянно будет маячить тень бывшего мужа, отца пасынка, что будет приводить к различным неприятностям и ссорам.

Когда-нибудь это закончится, а именно когда пасынок уйдёт из семьи, обретя самостоятельность и создав свою семью. Ничего не поделать, за любовь к разведённой женщине с ребёнком приходится платить дорогую цену. Такова жизнь и семейные структуры.

Это Вам будет интересно:

Справиться с трудностями, характерными для отчима и пасынка, и вообще с трудностями, возникающими при общении с ребёнком, у которого нет отца, вблизи или вообще), помогут следующие запреты:

  • ребёнка без отца нельзя наказывать и тем более использовать телесные наказания;
  • к отцу ребёнка и матери нельзя относиться без уважения, какими бы они вам не представлялись, и уж тем более нельзя обсуждать их при ребёнке;
  • нельзя вообще винить ребёнка и считать ребёнка плохим, поскольку поведение ребёнка — это проекция или результат семейных и родовых отношений и поведения членов семьи и рода.

Кто же это такие — пасынки (падчерицы) и отчим (мачеха)?

Поводом для написания этой заметки стало недавнее обсуждение под одним из вопросов о наследстве.

И так. Кого же можно считать пасынком (падчерицей) и отчимом (мачехой). Однозначного ответа Закон на этот счет не дает. Но, тем не менее, недавно увидело свет новое мнение ВС РФ по вопросам наследства, которое многие с нетерпением ждали, и которое, очевидно, что во многих случаях, будет решающим при принятии жизненно важных решений.

Как возникает этот «статус» думаю, всем понятно. Но вот как он утрачивается и утрачивается ли вообще, понятно не очень. ВС РФ в своих мнениях ясности в этот вопрос не внес. Более того, внес еще большую смуту.

Все мы, кто хоть раз открывал ГК РФ, знаем, что падчерицы и пасынки относятся к седьмой (последней) очереди наследников по закону. Эта норма и стала предметом комментариев ВС РФ в известном теперь уже Постановлении Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», а именно его п. 29.

Теперь попробуем проанализировать, что же выдал написал ВС РФ по этому поводу. А выдал написал он следующее:

29. К наследникам по закону седьмой очереди, призываемым к наследованию согласно пункту 3 статьи 1145 ГК РФ, относятся:

  • пасынки и падчерицы наследодателя — неусыновленные наследодателем дети его супруга независимо от их возраста;
  • отчим и мачеха наследодателя — не усыновивший наследодателя супруг его родителя.

Названные в пункте 3 статьи 1145 ГК РФ лица призываются к наследованию и в случае, если брак родителя пасынка, падчерицы с наследодателем, а равно брак отчима, мачехи с родителем наследодателя был прекращен до дня открытия наследства.

Все логично и все правильно, но дальше следует ЭТО:
«… вследствие смерти или объявления умершим того супруга, который являлся соответственно родителем пасынка, падчерицы либо родителем наследодателя.

В случаях, если брак прекращен путем его расторжения, а также признан недействительным, указанные в пункте 3 статьи 1145 ГК РФ лица к наследованию не призываются«.
И здесь уже мы видим отсутствие какой-либо логики. Более того, видим явное нарушение прав пасынков и падчериц. Почему? Поясню.

Это интересно:  Уменьшение долга по алиментам судебная практика

Если мы попытаемся разобраться кто же такие пасынки и падчерицы, то увидим, что СК РФ, например, относит к ним детей одного из супругов, независимо от того прекращен их брак или нет, и независимо от того по каким причинам он прекращен. Более того ст. 97 СК РФ накладывает на пасынков и падчериц обязанность по содержанию нетрудоспособного отчима(мачехи) и в случае если их брак с кровным родителем расторгнут. И называет их в этом случае, именно пасынками и падчерицами, а не бывшими пасынками и падчерицами.

Пенсионное законодательство тоже не связывает наличие брачных отношений на момент возникновения права на пенсию по потере кормильца, которое есть и у пасынков и у падчериц, и у отчима и у мачехи, а связывает это право лишь с пятилетним сроком воспитания (читать -совместного проживания родителя и отчима (мачехи).

Из всего этого усматривается вывод, что возникающий правовой статус — пасынок (падчерица), отчим (мачеха) не утрачивается и в случае прекращения брака, независимо по каким причинам он прекращен. Пожалуй, одно единственное исключение можно сделать лишь для случая признания брака недействительным. Но такие случаи очень большая редкость.

Теперь попробуем на примерах рассмотреть к чему же приведет высказанное ВС РФ мнение:

Случай № 1 (самый распространенный):
Мать, имеющая ребенка выходит замуж. У ребенка есть отец и нового папу (отчима) он знать не хочет. Особенно если ребенку уже лет 15-17. И при исполнении 18 лет, при первой же возможности прекращает с ним любые общения.

У отчима, при этом родственников нет, кроме жены. Жена умирает. Повоевав за наследство пасынок (падчерица) став еще большими врагами с отчимом и проклиная его о нем забывают.

Через какое-то время отчим умирает. Родственников нет. И тут появляется пасынок (падчерица) и получает все его имущество по закону, как наследник седьмой очереди.

Справедливо? Не очень. Но таков закон. И это подтвердил в своих мнениях и ВС РФ.
Случай № 2 (не менее распространенный):
Мать, имеющая ребенка, выходит замуж. Ребенок считает отчима своим папой, так как родного отца не видел и не увидит никогда. Становится взрослым, продолжает общаться в отчимом, даже узнав что он не родной отец.

Мать же, напротив, в чувствах охладев, расторгает с ним брак. А пасынок продолжает воспринимать его, как отца, помогая и морально и материально. Отчим умирает. Родственников нет.

Пасынок наследник? ВС РФ считает, что нет. И говорит такому пасынку: «Ты кто такой? Давай, до свиданья!»

А правильно ли говорит? На мой взгляд, неправильно. Справедливо? Нет, не справедливо. Разумно? Нет, не разумно.
Мнение ВС РФ в этой части считаю ошибочным, не логичным и незаконным, если рассматривать нормы права в системной взаимосвязи.

И очень надеюсь, что оно будет в ближайшее время подкорректировано.

Как правильно называть родственников

Ваш ребенок уже знает такие слова как: Мама, Папа, Бабушка, Дедушка, Брат, Сестра, тогда пришло время познакомить его с новыми словами, такими, как: Родители, Внук (внучка), Дядя, Тетя и по мере взросления ребенка учить правильно называть своих родственников.

Давайте все вместе вспомним кто кому является и кто как называется:

Родители – отец и мать по отношению к детям.

Бабушка – мать отца, или матери – жена деда.

Дедушка – это отец отца, или матери, муж бабушки.

Братья и сестры могут быть:

– родными (кровными, полнокровными) – если у них общие мать и отец;

– единокровными – если у них общий отец;

– единоутробными – если у них одна мать, но разные отцы.

Внук – сын ребёнка.

Внучка – дочка ребёнка.

Прабабушка – мать дедушки, или бабушки, жена прадедушки.

Прадедушка – отец дедушки, или бабушки, муж прабабушки.

Двоюродная бабушка –сестра бабушки, или дедушки.

Двоюродный дедушка – брат бабушки, или дедушки.

Дядя –брат одного из родителей, муж тёти.

Тётя – сестра одного из родителей, жена дяди.

Двоюродный брат (кузен) – сын дяди, или тёти.

Двоюродная сестра (кузина) – дочь дяди, или тёти.

Братаниха – племянница по брату.

Племянник – сын сестры, или брата.

Племянница – дочь сестры, или брата.

Братанич – племянник по брату.

Двоюродный дядя – двоюродный брат матери, или отца.

Двоюродная тетя –двоюродная сестра матери, или отца.

Внучатый племянник – сын племянника, или племянницы.

Внучатая племянница – дочка племянника, иди племянницы.

Двоюродная племянница – дочь двоюродного брата, или сестры.

Двоюродный племянник –сын двоюродного брата, или сестры.

Отчим – неродной отец, муж матери.

Мачеха – неродная мать, жена отца.

Муж, супруг – мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке.

Жена, супруга – женщина, по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке. Падчерица – неродная дочь одного из супругов.

Пасынок – неродной сын одного из супругов.

Крестник – крестный сын.

Крестница – крестная дочь.

Крестная мать – участница обряда крещения в роли духовной матери.

Крестный отец – участник обряда крещения в роли духовного отца.

Теща – мать жены.

Тесть – отец жены.

Шурин – брат жены.

Свояченица – сестра жены.

Свояк – муж свояченицы.

Зять – муж дочери, сестры, золовки.

Сноха – жена сына для его матери.

Невестка – жена сына для его отца.

Свекор – отец мужа.

Свекровь – мать мужа.

Золовка – сестра мужа.

Деверь – брат мужа.

Сват – отец одного из супругов для родителей другого супруга;

Сватья – мать одного из супругов для родителей другого супруга;

Кум и кума – крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.

Статья написана по материалам сайтов: pravorub.ru, nasheditya.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector